«Шоко» – старая сказка на новый лад. А что насчет трудоустройства

Архитектурно-градостроительный совет администрации Екатеринбурга отверг все . Градостроителей не устроил ни один из представленных вариантов.

Реконструкция старого здания гостиницы предполагает замену деревянных перекрытий, будет достроен мансардный этаж, со стороны двора появятся два атриума. Площадь номеров и сам номерной фонд увеличится с 94 до 123 номеров. Из гостиницы уберут офисные помещения, появится новый зал для завтраков и банкетный зал.

Кроме того, в глубине квартала за основным зданием гостиницы планируется построить 30-этажный многофункциональный гостиничный комплекс с двухуровневой подземной автостоянкой, фитнес-центром, апартаментами и двумя ресторанами с открытой и летней террасой на 7 и 30-м этажах. Новое здание будет достигать 100 метров в высоту и станет связующим звеном от малоэтажной исторической застройки к высотной, а также будет замыкать перспективу улицы Карла Либкнехта. Архитектурную и концептуальную обоснованность появления этой высотки и обсуждал Градсовет.

Напомним, на суд экспертов были представлены варианты решения, выполненные проектной мастерской "Алеф" и архитектурной мастерской "Рим". "Алеф" представил эскиз нового отеля, максимально приближенного по стилю к существующему зданию "Центральной" и эскиз в стилистике неомодернизма. "РИМ" показал вариант в духе неоклассицизма, отсылающего к сталинским высоткам МГУ и МИДа, и вариант в ультрасовременном стилевом решении.

– Мы взяли за аналог самые яркие примеры неоклассицизма. Старое здание гостиницы в этом случае становится фактически стилобатом. В современном варианте добавлены элементы из стекла и металла, – презентовал свою работу архитектор "Рима" Григорий Заславский.

– В работе мы руководствовались двумя основными задачами. Как здание будет восприниматься в перспективе улицы Карла Либкнехта и как его наличие повлияет на площадь и транспортную развязку, – заметил Андрей Узких, архитектор мастерской "Алеф".

По словам представителя заказчика, отеля "Екатеринбург-Центральный", Сергея Данилика, изначально им хотелось бы видеть на этом месте сталинскую высотку, но затем возникли сомнения, не внесёт ли такой элемент диссонанс в существующий ансамбль. Поэтому остановились на четырёх перечисленных вариантах.

В целом, участники Градсовета согласились, что на этом месте должно появиться высотное здание. В дополнение к существующему "Высоцкому" и башне Opera, которую девелопер "Атомстройкомплекс" намерен за три года возвести рядом с отелем Park Inn.

– На этом месте располагается очень сложный комплекс общегородского, глобального значения. Там появился "Высоцкий", который смотрится сейчас одиноким столбом. Opera Tower поддержит "Высоцкий". И это здание также должно вписаться в существующий ансамбль. Это общегородская композиция, и она требует высотного здания. На макете видно, что сейчас высоты недостаточно, – оценил работу проектировщиков председатель Градсовета Михаил Вяткин. Но, по словам эксперта, возможен и более "приземлённый" вариант. В этом случае оно должно быть массивнее и более растянутым в пространстве. Но председатель Градсовета посетовал, что общей идеи у него так и не сложилось.

– Я бы предложил заказчику ещё поработать над концепцией. В данном случае нас должна волновать композиция самого здания, а не его архитектура. Поработайте над композицией, а не над деталями. Пока мы не можем принять, – вынес вердикт председатель Градсовета.

– Вопрос в том, что можно было предложить более разнообразные варианты решений, которые позволили бы оценить ситуацию и выбрать наиболее подходящий. Те варианты, которые были представлены, отличались нюансами. А мы считаем, что это очень значимое градостроительное место, которое должно быть знаковым и выверенным в архитектурном решении. Для этого необходима вариативность, – заметил главный архитектор Екатеринбурга Тимур Абдуллаев.

Четыре эскиза: как архитекторы увидели новую "Центральную" class="_">

https://www.сайт/2014-02-05/dostoprimechatelnost_ekaterinburga_otkrylas_posle_rekonstrukcii_10_novyh_prichin_zayti

Легендарная кофейня «Шоко» вкуснеет на глазах

Достопримечательность Екатеринбурга открылась после реконструкции. 10 новых причин зайти

Екатеринбургская кофейня «Шоко» на днях отмечала десятилетний юбилей. Кажется, это место, которое способно просуществовать еще десять раз по столько же. Давно пережив статус «новомодного заведения», «Шоко» сделало своими козырями уют и крепкие традиции. Здесь сохраняются любимые блюда в меню и оригинальный интерьер, официанты знают в лицо всех постоянных посетителей, а любые перемены воспринимаются с тревогой. Неудивительно, что когда в конце 2013 года легендарная кофейня закрылась на реконструкцию, многие гости переживали о судьбе заведения. К счастью, владельцы и менеджмент не стали экспериментировать и, добавив к «Шоко» пару новых залов, сохранили не только полюбившиеся интерьеры, но и уютный дух кофейни. сайт выяснил, почему в «Шоко» обязательно нужно сходить после реконструкции.

1. Теперь здесь легче найти свободный столик. До расширения «Шоко» было тем редким заведением, зайдя в которое в девять утра в воскресенье можно было прождать столик 10-15 минут. После открытия двух новых «некурящих» залов шансов сразу усесться за столик стало в два раза больше. Кухня тоже стала просторнее, а значит, и готовят быстрее.

2. «Зимний сад». До реконструкции летняя веранда «Шоко», расположившаяся под балконом соседнего ресторана «SeaZone», была не самым сильным местом кофейни. Теперь ее превратили в отдельный зал, который здесь называют «Зимним садом». Мягкие пастельные диваны и большие окна в пол делают помещение светлым и уютным. Летом их обещают открывать, а зал щедро заполнять живыми растениями.

3. «Библиотека». Еще один некурящий зал называется «библиотекой». На полках здесь стоят книги, которые дарят посетители «Шоко». На стенах – печатные машинки, напоминающие о том, что французские кофейни – традиционное место работы писателей и других представителей богемы. Интерьер новых залов делал дизайнер Григорий Заславский, работавший со многими екатеринбургскими ресторанами.

4. Верность традициям. Старые залы при этом освежили, но оставили в почти неизменном виде. Мебель новая, но похожа на прежнюю. Пол тоже. Стены тоже. Даже уникальные потолки «Шоко» - из которых словно выплывают белые розы, книги и скрипки – повторены в новых залах. Постоянные клиенты кофейни вздохнули с облегчением, увидев привычный интерьер обновленным, но в целости и сохранности.

5. Десерты Милы Мати. К новому открытию «Шоко» в кофейню пригласили французского кондитера Милу Мати, шеф-кондитера пятизвездочного отеля «Majestic Barrière». Супруг Милы Сильван Мати – шеф-кондитер ресторана «La Villa Archange», отмеченного двумя мишленовскими звездами. Мати считаются непревзойденными мастерами кондитерского искусства. Сама Мила входит в тройку лучших кондитеров Франции, два года подряд подтверждая это «серебром» на чемпионате Франции по кондитерскому искусству. Именитая француженка составила для «Шоко» новое меню десертов, среди которых цитрусовый бисквит с муссом из белого бельгийского шоколада, настоящие французские трюфели из темного шоколада и классические пирожные «Макаронс».

6. Обновленное меню. С меню поступили примерно так же, как с интерьером: добавив новое, сохранили старое. Консерваторы смогут найти привычные французский омлет и лосось в сливочно-икорном соусе, но есть и новинки – например, тар-тары по прованским рецептам и деликатесы Ривьеры - оригинальный салат с мини-кальмарами или нежный салат из авокадо с креветками и лососем. Есть и новые горячие закуски: теплая говядина на спарже и запеченный камамбер с хрустящей корочкой. Плюс популярные новики - сочный пряный ростбиф, пельмешки из индейки и многое другое.

Как говорят на кухне, здесь стали еще более придирчиво подходить к выбору ингредиентов. Новый бренд-шеф сети «Юста» Дмитрий Бурлаков – сторонник использования только лучших и натуральных продуктов. На локальные фермерские поставки тут, правда, не торопятся переходить: не устраивает качество.

7. Удобная парковка. Когда управляющая компания «Юста» объединила все рестораны, расположенные в здании старинной «Центральной гостиницы», у посетителей наконец появилась возможность свободно парковаться в одном из самых оживленных мест Екатеринбурга. У входа всегда дежурит пара парковщиков, готовых подыскать место для автомобиля. Если же посетителей так много, что главная парковка забита, на заднем дворе «Центральной гостиницы» всегда найдется место для почти любого количества автомобилей. Новая огромная парковка открыта для гостей ресторанов. Заехать туда можно как с улицы Белинского, так и с параллельной ей Розы Люксембург.

8. По-настоящему вкусный кофе. Верность традициям хороша в тех случаях, когда речь не идет о профессиональном оборудовании. В «Шоко» поставили новую кофе-машину, специально предназначенную для варки кофе из премиум-смеси Julius Meinl 1862. Машина автоматизирована, порции кофе запакованы в герметичные капсулы, температура поддерживается на постоянном уровне, и оригинальный рецепт уникального кофе остается неизменным. В результате кофе в «Шоко» сегодня на уровне лучших кофеен Европы.

Ставшая городской константой французская кофейня «Шоко» за последний год успела сменить владельца, закрыться на реконструкцию, увеличить площадь и расширить меню. Заведению уже больше десяти лет, но кажется, что ещё не одно поколение екатеринбуржцев сможет посетить это место.

Форма

Приобретение в прошлом году компанией Usta Group без преувеличения культовой екатеринбургской кофейни «Шоко» и других заведений ресторатора Константина Патрушева стало одной из главных новостей ресторанного мира. Позднее «Шоко» закрылось на реконструкцию. Эти события не могли не потревожить постоянных гостей заведения, которых за десять с небольшим лет существования места накопилось немало. Открытие обновлённой кофейни успокоило многих: радикальных изменений не случилось, и они пошли на пользу заведению.

Залов стало на два больше, появились библиотека и зимний сад. В этих залах курение запрещено, остальное пространство курящее. До реконструкции в «Шоко» было примерно 50 посадочных мест, сейчас кофейня может принять до 100 человек. Зимний сад на летний период будет иметь выход на улицу, сейчас он скрыт от непогоды панорамным окном, через которое видна оживлённая улица Малышева. Опасения постоянных посетителей кофейни по поводу трансформаций интерьера не оправдались. Некоторых расстроило отсутствие в обновлённом «Шоко» полюбившегося камина, но это, пожалуй, единственное бросающееся в глаза изменение. Ответственный за реконструкцию заведения дизайнер Григорий Заславский не стал радикально менять интерьер и просто освежил его внешний вид сообразно духу времени. «Шоко» это пошло на пользу: с момента открытия прошло немало времени, и модификации были необходимы.
Один из приятных плюсов — решение проблемы с парковкой. Теперь машину можно оставить на территории за Центральной гостиницей. Заезд есть и с улицы Белинского, и с улицы Малышева. Не забудьте перед уходом попросить у официанта парковочный талон: с ним за парковку платить не придётся.

В новом «Шоко» можно бронировать столы и проводить небольшие торжества. Во время завтраков вступает аккордеонист, пожалуй, ни одно заведение города не может похвастаться таким сопровождением утренней трапезы. Бар оснастили новой кофе-машиной и кофемолкой. Аппараты максимально автоматизированы, кофе хранится герметично запакованными порциями. Бариста работают с кофе марки Julius Meinl.

Евгения Пьянкова, управляющая:

Прямая речь

«Потенциал обновлённого заведения реализован ещё не полностью. Одно точно: мы приобрели много новых преимуществ, у нас новые некурящие залы, концептуальный дизайн, мягкая удобная мебель. Мы готовы принимать больше гостей, чем раньше. Заведение осталось верно своим традициям, принципам и атмосфере, но стало актуальнее и свежее. Для нас было важно сохранить энергетику места, складывавшуюся на протяжении долгого времени. Основа этой энергетики — в первую очередь люди, наши гости и команда кофейни».


Меню

Позавтракать здесь всё так же можно с самого раннего утра, кофейня открывает двери с 8 часов. Завтраки подают до полудня, но по некоторым позициям могут сделать исключение для припозднившихся гостей и любителей поздно начинать день. В меню добавили несколько новых блюд. В завтрачном предложении к фирменным для заведения рисовой каше (140 руб.), омлету «Шоко» (220 руб.), яичнице «Шоко» (160 руб.) и сырникам (210 руб.) добавились «Крок Мадам» (230 руб.) и «Крок Месье» (210 руб.). В качестве комплимента к кашам (рисовой, гречневой, овсяной, манной) подают тост с сыром и маслом. На завтрак теперь можно заказать и выпечку — розан, улитку с корицей, кленовый пекан, круассан с шоколадом (всё по 40 руб.).

Задачи радикально изменить основное меню кофейни перед шеф-поваром Сергеем Белокуровым не стояло. Гостям «Шоко», успевшим искренне полюбить некоторые позиции классического меню переживать не стоит. Посетителям кофейни всё так же предлагают французский омлет (180 руб.), крем-супы из грибов (190 руб.) и зелёных овощей, суп-гуляш (170 руб.) и суп «Тосканачо» (170 руб.), блинчики с различными начинками (180-260 руб.), рыбные и мясные блюда. Кухня осталась прежней: в «Шоко» готовят «нейтрально» хорошо, все блюда на достойном уровне, но выделить нечто особенное не всегда легко. Впрочем, для заведения с такой солидной историей это скорее плюс. Постоянные гости редко приходят в любимое заведение в поисках неожиданностей. Из новинок меню — тартар из лосося с каперсами (330 руб.) и из телятины, салат из авокадо с креветками и лососем, говядина в сливочном соусе с овощами (270 руб.) и буженина под сливочно-горчичным соусом (340 руб.). Особо хочется отметить запечённый камамбер с фруктами, мёдом и кедровыми орешками (380 руб.). Сладкий, но не приторный, он тает во рту.

Меню «Шоко» радикально не изменилось, кухня осталась прежней, все блюда на достойном уровне.

Мила Мати — шеф-кондитер ресторана La Villa Archange, награждённого двумя мишленовскими звездами. Мати — один из лучших профессионалов кондитерского дела во Франции, специалист, признанный коллегами по цеху во всей Европе.

На десертах нужно остановиться отдельно. Их список увеличился, над новыми позициями работала известный французский кондитер Мила Мати, которая должна была разнообразить десертное меню, ввести в него несколько актуальных позиций. Теперь в «Шоко» можно попробовать цитрусовый бисквит с муссом из белого шоколада «Ницца», чизкейк «Прованс» (90 руб.), шоколадный бисквит с карамельной начинкой «Анжи Нуар» (120 руб.) и классические трюфели (30 руб.). Один из главных стандартов Мати — использование только натуральных продуктов — теперь стал правилом и для кондитеров «Шоко». Конфеты ручной работы доступны для заказа, выбор стал больше, появилось несколько эксклюзивных позиций.

Сергей Белокуров, шеф-повар

Прямая речь

«Для нас всегда было важно, чтобы вкусные блюда были представлены по адекватной цене. Посетители кофейни очень разные люди: от состоятельных бизнесменов и политиков до молодёжи. Чувствовать себя комфортно должен каждый, кто перешагнул порог заведения. У "Шоко" есть собственная стилистика в меню, нам важно было её сохранить, поэтому список блюд изменился не слишком сильно. Мы просто добавили несколько новых позиций. В будущем мы ещё расширим меню. Но существующие в заведении стандарты останутся неизменными».

Четвертый год подряд интеллектуальный журнал «ЕКБ.Собака. ru » реализует проект «Лучшие дизайнеры и интерьеры». В этот раз за премию в сфере архитектуры и дизайна боролись двадцать две работы.

В первой номинации участвовало девять проектов – дизайнеры продемонстрировали свои творения в загородных домах, квартирах, таунхаусах. За победу во второй номинации соревновалось целых тринадцать проектов.

Голосование началось еще в апреле. Однако о том, кто выиграл в этом году, стало известно только 28 мая на церемонии вручения наград, которая состоялась в Центре культуры «Урал» - современном многофункциональном выставочном центре Екатеринбурга, созданном для проведения деловых и культурных мероприятий любого масштаба и уровня.

В ожидании объявления результатов гости дегустировали закуски и десерты, предоставленные компанией USTA, а также наслаждались яркими напитками от компании «Русский стандарт» и Moskva bar – бара-трансформера, любимого места обедов, деловых ужинов, романтических встреч и вечеринок с друзьями.

Пока кто-то из присутствующих общался, сидя в окружении оригинальной экспозиции стильных дизайнерских дверей от фирменных салонов «Дверсаче», другие участвовали в фотосессии, которую устроил салон американской домашней мебели American Dream Home – потрясающих размеров королевская кровать так и притягивала взгляды гостей вечеринки, многие успели сфотографироваться на этом произведении искусства.

Партнеры премии не могли оставить приглашенных без подарков – гости с удовольствием участвовали в розыгрышах. Салон American Dream Home разыграл изящный журнальный столик от лучших американских производителей. Сервис личных водителей Weely – современное комфортное обслуживание с поминутной тарификацией и возможностью вызвать автомобиль бизнес-класса через специальное интернет-приложение – разыграл среди присутствующих сертификаты на услуги компании.

И все-таки долго держать в секрете имена счастливчиков нынешней премии не удалось. В номинации «Частный интерьер» с серьезным отрывом от соперников победила Светлана Байдюк, оформившая интерьер загородного дома. Одной из главных задач было создать гармоничную обстановку в доме и наделить его чертами всех жильцов. Дизайнер второй год лидирует в премии журнала «ЕКБ.Собака.ru».

Щедрым подарком для победительницы стал ваучер на проживание в Anantara Dubai The Palm Resort & Spa – удивительном месте на побережье ОАЭ, полном роскоши и комфорта. Путешествие предоставил туроператор «Русский Экспресс-Урал» – ведущий отечественный туроператор по отправке российских туристов за рубеж.

Кроме того, Светлана Байдюк получила презент в виде интерьерной статуэтки от Wonder Wood – салона мебели, вид которой европейские дизайнеры восстановили по старинным гравюрам и историческим книгам.

За «Лучший общественный интерьер» в этом году наградили команду, создавшую яркий образ заведения Double Grill & Bar, – Григория Заславского, Анну Клец, Евгения Фатеева, Марину Шагееву и Кирилла Шлаена.

Компания 3DPaneli – эксперт в области рельефных стеновых панелей и отделочных материалов класса премиум – подарила победителям сертификат на внушительную сумму. Также дизайнеров не обошел стороной сервис личных водителей Wheely, вручив каждому из команды по сертификату на услуги компании.

Премия 2014 года отличилась тем, что, пока одних победителей выбирали горожане, работы других анализировал экспертный совет. Среди частных домов жюри отметило интерьер таунхауса в исполнении Александра Воронова, среди же общественных интерьеров отличился Тимур Абдуллаев за работу в салоне Derufa.

Победителям, выбранным квалифицированными экспертами, журнал «ЕКБ.Собака.ru» предоставил возможность рассказать о своих работах на страницах издания.

Вообще, в проекте этого года чествовали не только победителей – многие номинанты ушли с церемонии с подарками. Так, интерьерный центр «Архитектор» – торговая площадка и культурное место, объединяющее профессионалов в сфере дизайна и архитектуры, – вручил специальный приз Дмитрию Фогелю за интерьер ресторана «Мой друг Оливье». А мебельная студия "День & Ночь" поощрила проекты Светланы Байдюк, Никиты Жилякова и Романа Соколова.

Ежегодная премия в сфере архитектуры и дизайна «Лучшие дизайнеры и интерьеры» - успешный проект, каждый год собирающий вместе знатоков и поклонников интерьерного дела. По словам организаторов проекта, это еще и прекрасная возможность пообщаться с творческими людьми, вдохновиться их творчеством и узнать модные тенденции в сфере домашнего декора.

В декабре 2016 года стало известно, что ректор ГИТИСа Григорий Заславский решил объединить театроведческий и продюсерский факультеты. На ученом совете, проходившем без декана театроведов Натальи Пивоваровой, за объединение проголосовали большинством голосов. Однако против возможного слияния выступили многие театральные критики, сама Пивоварова и студенты, устроившие протестный перфоманс. В «Медузе» Заславский заявил, что театроведческий факультет находится в кризисе. «Медуза» поговорила с Натальей Пивоваровой о кризисе, отношениях с новым ректором и реальных успехах студентов-театроведов.

Назначение Григория Заславского исполняющим обязанности ректора в мае 2016 года было неожиданностью для преподавателей ГИТИСа?

- Конечно, это была неожиданность. Уже хотя бы потому, что человек закончил институт в 1993 году и больше никак с ГИТИСом напрямую связан не был. К тому же он никогда не занимал руководящую должность в вузе, а это очень важно. Он не был заведующим кафедрой, деканом, начальником какого-то подразделения и так далее. Жизнь большого сложного института требует опыта.

- А были ли какие-то другие кандидатуры на эту должность?

Я предполагала, что ректором может стать Дмитрий Владимирович Трубочкин - профессор кафедры истории зарубежного театра. Но если честно, я думала, что до выборов обязанности ректора будет исполнять Карина Левоновна Мелик-Пашаева, которая руководила ГИТИСом с 2009 года. Я и предположить не могла, что ее снимут сразу же после 70-летия и назначат кого-то еще.

Искусствовед, историк театра Дмитрий Трубочкин

Как в последние годы складывались отношения ректора ГИТИСа и министерства культуры? Можно ли сказать, что сейчас они стали больше сотрудничать?

У Карины Левоновны был огромный административный опыт, благодаря которому в нашему вузе происходило много хорошего. В сложнейших условиях ГИТИС прошел лицензирование и аккредитацию - это было как раз накануне ее ухода. Сейчас эта связь, конечно, стала гораздо теснее, потому что Заславский давно был участником рабочих групп, экспертных советов при министерстве, возглавляемом Владимиром Мединским. Он, конечно, свой человек для министерства. Это просто факт.

В интервью «Медузе» Григорий Заславский довольно много говорил о кризисе в ГИТИСе. Можно ли сказать, что его представили как антикризисного менеджера? Есть ли вообще в ГИТИСе кризис?

- Говорить о том, что ГИТИС в кризисе - просто смешно. Не понимаю, зачем это нужно нашему ректору. Но здесь нужно напомнить, что у нас сейчас и страна как бы не на подъеме. Естественно, любая система изнашивается. Любая институция требует постоянного обновления - осмысленного, продуманного, с определением целей, задач, исследованием возможного пути. И никто из наших преподавателей и студентов никогда не думал, что система нашего образования идеальна и не требует нововведений. Требует.

Заславский - не кризисный менеджер, он был представлен как выпускник театроведческого факультета, известный критик, общественник. И, кстати говоря, несмотря на то, что у нас запрещена идеологическая пропаганда в институте, Григорий Анатольевич Заславский был рекомендован ученому совету ГИТИСа как человек, который не раз выражал свое согласие с политикой государства по поводу присоединения Крыма.

Бывший ректор ГИТИСа Карина Мелик-Пашаева

Наверное, нет, ничего не знаю об этом. Но всем ясно, что не всегда можно сказать сразу, каким будет новый руководитель. Любой человек, и сложный человек, придя на новую работу, может измениться - ведь меняется вся его система координат в конкретном пространстве. Об этом многие думали тогда.

Сейчас я понимаю, что у ректора огромные амбиции: он яркий выпускник театроведческого факультета, и при этом его когда-то не взяли в аспирантуру - и вот он уже ректор. История известная. Новая должность - это всегда начало новой жизни.

У меня сложилось ощущение, что в душе Григорий Анатольевич видит себя реформатором масштаба Столыпина - я, конечно, здесь немного иронизирую. Возможно, создателем нового пути. Сейчас у нас идут разговоры о том, что ГИТИС должен превратиться в лучший театральный вуз мира, что само по себе, конечно, прекрасно, амбициозно. Но тогда необходимо слышать другой голос, уважать позицию людей, которые отдали ГИТИСу, педагогике всю жизнь. Они профессионалы. Как без совета с ними решиться на фундаментальные реформы? Как не спросить совета?

- Заславский сказал в интервью, что он решил объединить факультеты уже в августе. Знали ли вы об этом?

Нет, конечно. При этом Григорий Анатольевич утверждает, что министерство - как наш учредитель - не должно было узнать об этом из газет и им нужно было рассказать о планах реорганизации отдельных подразделений ГИТИСа заранее. Но почему-то наш ректор считает, что люди, с которыми он работает, которые в последние десятилетия строили ГИТИС, могут узнавать о таких важных изменениях из прессы.

Или Григорий Анатольевич говорит о том, что иногда из-за большого количества обсуждений многие вещи нельзя реализовать. Но ведь ГИТИС, любой другой театральный вуз, да и здоровое сообщество в целом могут существовать только в диалоге. Для гармонии нужна конвенция. И как же не говорить о своих планах с людьми профессионально заинтересованными, как же они потом будут жить в ГИТИСе? «То ведают бояре, не нам чета»? С третьей стороны, Григорий Анатольевич говорит, что его не хотят понять, не вдумываются в слова, не слышат их смысла. На что я задаю риторический вопрос: а где была возможность вас услышать? Разве нам дали время обсудить ваши планы?

Можно ли считать ученый совет, на котором прошло голосование за объединение факультетов, легитимным, если заведующие кафедрами, декан театроведческого факультета и другие преподаватели по разным причинам отсутствовали?

Проблема здесь не юридическая, этическая. Кворум-то был. Но в ученом совете не принимал участие заведующий кафедрой зарубежного театра Алексей Вадимович Бартошевич, известнейший шекспировед с мировым именем - человек, который работает в ГИТИСе больше 50 лет! Как можно было не предупредить его? Это не оплошность. Вопрос в том, что, если ты за месяц объявляешь, что на ученом совете будут решаться такие принципиальные вопросы, то безусловно, в течение этого месяца начинается работа, подготовка к обсуждению, знакомство с положениями, предложениями и так далее. А получилось так, что ученый совет проголосовал «за» - потому что, как мне кажется, его просто ввели в заблуждение. Это была тайная и молниеносная операция.

Театровед Алексей Бартошевич

Ситуация была представлена так, словно договоренность между факультетами уже достигнута, а на самом деле никто ничего просто не знал. Ну если я, например, услышу, что актерский и режиссерский факультеты решат объединяться и они якобы обоюдно этого хотят, то я, скорее всего, не буду высказывать какие-то аргументы против - даже если они у меня возникнут.

Кстати, сейчас идет процесс, который банально называется «использование административного ресурса»: интервью Григория Анатольевича вывешены на сайте ГИТИСа, оппоненты же лишены всякой возможности быть услышанными в своем институте. Более 1000 человек подписали письмо против объединения факультетов, к такому же мнению пришла комиссия Союза театральных деятелей по образованию, ведущие ученые-театроведы Государственного института искусствознания и так далее.

- По мнению ректора, театроведческий факультет находится в кризисе. Как вы думаете, так оно и есть?

- Эта мысль сейчас, видимо, намеренно тиражируется нашим ректором, он ее повторяет в своих интервью на радио, телевидении и в разговорах с ученым советом. Мысль о кризисе ГИТИСу навязывается, и, на мой взгляд, это самое вредное и несправедливое определение жизни нашего факультета. К слову скажу, что эта ситуация может испортить нам будущий набор абитуриентов.

Если честно, то театроведческий факультет, на мой взгляд, сейчас в расцвете, а не в кризисе. Ну смотрите, сегодня мы проводим на факультете не менее 10 конференций в год, в которых принимают участие ведущие педагоги, крупнейшие режиссеры страны: Васильев, Погребничко, Шапиро, Серебренников, Богомолов, Юхананов, Карбаускис, Мирзоев, Бутусов, Коляда, Волкострелов, ведущие критики и многие другие. Наши студенты последние десять лет работают на всех основных фестивалях: «Золотая маска», «Сезоны Станиславского», NET, «Территория». Они также много лет выпускали газету «Золотой маски» - весь театроведческий факультет ГИТИСа подключился к ее созданию - сейчас она существует в электронном виде. Наши студенты выигрывают театроведческие министерские конкурсы, олимпиады, ездят на всевозможные фестивали с нашими педагогами. И получают благодарности.

С другой стороны, у наших педагогов колоссальные нагрузки: доктора наук и профессора имеют по 800 лекционных часов в год - выпускают книги, пишут научные статьи, ездят по всей стране с лекциями, докладами, руководят экспертными советами, семинарами критиков, обсуждают спектакли российских театров, проводят круглые столы и прочее. Мы ведь каждый год отчитываемся по науке, и никогда к нам не было никаких претензий. Наоборот. К тому же на нашем небольшом факультете работают семь докторов наук - это высочайший класс! Послушайте, это же невероятно, а нам говорят, что педагоги исчерпали свой потенциал. Да, не верьте, друзья, это просто ошибка.

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский

Григорий Заславский сказал, что за последний год на факультете защитили только одну диссертацию. Это правда?

Я специально провела исследовательскую работу по этому поводу. Все данные с сайта ГИТИСа. За последние 12 лет на театроведческом факультете было защищено 36 диссертаций, у нас были годы, когда по пять человек защищалось. Но после кризиса, конечно, количество защищающихся упало - разве возможно выжить на стипендию? Об этом и Григорий Анатольевич сказал.

У меня лично есть аспиранты, у которых готовы диссертации, но из-за того, что они вынуждены работать, у них просто нет времени сесть и доработать свой текст. Если говорить конкретно, то в 2016 году на театроведческом факультете было защищено три диссертации, а не одна, как сообщает постоянно Григорий Анатольевич. Для гуманитарного вуза, для театроведения - это серьезная цифра.

Дальше конкурс абитуриентов. Вот Алена Юрьевна [Карась] в этом году набирала курс и почти поставила рекорд: 5,75 человек на место. А за последние восемь лет средняя цифра поступающих - 4,365 человека на место. И это реальные цифры, потому что в Москве больше нет театроведческого факультета и у нас никто не забирает документы после первого экзамена, как это может произойти на других факультетах. Следовательно, утверждать, что у театроведов конкурс абитуриентов один человек на место - это, мне кажется…. ну, мягко говоря, как-то не соответствует реальности.

Григорий Анатольевич утверждает, что педагоги театроведческого факультета ничего не делали для преодоления жуткого кризиса. Кто же эти безумцы? На самом деле, мы думаем иначе. И за это отвечают заведующие кафедрами. Я им доверяю.

- А что насчет трудоустройства?

Заславский сказал, что у нас трудоустроены 10-12%. И здесь у меня возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, так как у нас в стране теперь нет системы распределения, задавать выпускникам вопросы о том, где они работают, не вправе ни вуз, ни государство. Для контроля есть другие органы. Так я думаю. Но наши бывшие студенты нас любят, поэтому честно отвечают нам на все вопросы.

Обычно мы собираем сведения в сентябре-октябре: в этот момент кто-то может еще не работать, а в ноябре уже найти место, а кто-то устроился в сентябре, а в октябре уже уволился. Я посмотрела на списки студентов, начиная с 2004 года - мы-то их всех знаем в лицо и по фамилиям - и поняла, что у нас, как и во всем ГИТИСе, 80-90% трудоустроены. Кто-то работает внештатно, кто-то работает по договору, кто-то работает редактором на телевидении, редактором в музее, в театре. Не все из них «известные» люди, но и нельзя сказать, что мы каждый год получаем сто выдающихся актеров, десять выдающихся режиссеров. Смешно. Такого не бывает ни в одной профессии. На каждом курсе у нас есть один-два действующих критика, столько же занимаются наукой, остальные работают в системе культуры. И мне кажется, что это блистательно.

- Правильно ли я вас поняла: вы считаете, что кризиса нет?

Понимание кризиса как важнейшего, часто переломного состояния, которое требует деятельного самоанализа, - необходимо абсолютно всем. Только не нужно понимать кризис как призыв «мочить в сортире», лишения нас бюджетных мест и просто закрытия. Нет, мы еще поживем. Мне вообще кажется бессмысленным говорить о том, что один факультет станет донором другого. По мнению ректора, в обновлении кровеносной системы нуждается, конечно, театроведческий факультет. Да, все мы во многом нуждаемся. Но вампиром я отказываюсь быть.

- Представлял ли ректор конкретную программу объединения факультетов?

- Нет. Ректор обещал студентам, что представит им программу, которая будет широко обсуждаться всеми заинтересованными лицами, ведь и среди продюсеров есть масса людей, не поддержавших объединение. Но до сих пор этого не было сделано, и получается, что студенты будут чем-то вроде подопытных кроликов. Сам Григорий Анатольевич говорит, что может, через несколько лет, мы поймем, что это неправильный путь и опять разъединимся. Но ведь логичнее сразу понять, нужно ли объединяться. И здесь я верю, что здравый смысл восторжествует, а еще логика нашего ректора, который не захочет работать в конфликтной ситуации.

- То есть вы считаете, что после нового ученого совета решение об объединении факультетов будет отменено?

Я очень верю в то, что Григорий Анатольевич не пойдет на кардинальное меры, не позволит состояться браку по неволе, а мы сможем объяснить членам ученого совета необходимость отмены декабрьского решения.

- Можно ли сказать, что у вас с ректором личный конфликт?

Это, скорее, какие-то мелкие разногласия, на уровне фейсбучного поста. Мне кажется, что это абсолютная ерунда, если не считать наших мировоззренческих разногласий, но об этом я уже не раз говорила. Конечно, мы с ним - по разные стороны, если не баррикад, то отношения, восприятия многих политических, социальных и конечно, театральных процессов. И это нормально. Конституция позволяет. Но если институт - не место для выражения своих политических позиций, то хотелось бы, чтобы и эта ситуация не обострялась. Мы работаем ради студентов. И всем нам не безразлично, каково наше будущее.

- Вы видите возможность для дальнейшего взаимодействия?

- Безусловно. И очень надеюсь на то, что и Григорий Анатольевич понимает, что это необходимо. Для того чтобы продуктивно работать, нужно работать в команде. Возможно так и будет.

Перформанс студентов ГИТИСа

- Зачем все-таки Григорию Заславскому понадобилось объединять факультеты?

Мне не хочется вновь говорить о возможных причинах, все это для общества бездоказательно. Дело в другом - почему Заславский до сих пор не предложил всем своей программы по объединению - содержательной и концептуальной, в которой бы и объяснил всем нам подлинные причины.

Не удивлюсь, если идея объединения родилась в министерстве, кто-то подумал: надоели эти независимые театроведы. Хотя уверена, что до недавнего времени в министерстве о театроведческом факультете никто напряженно не думал.

- То есть эти независимые театроведы, о которых вы сказали, действительно мешают министерству культуры?

Ну, так уж и мешают. Но министерство культуры вообще ведь не скрывает своих приоритетов. Государственная культурная политика о многом сегодня говорит. Ее ведь очень давно просто не было - этой государственной культурной политики. Но теперь есть, а «цензуры нет». Цензуры нет, но политика появилась.