Энди уорхол банки с супом изображение. Не просто банка: главные работы Энди Уорхола

Энди Уорхол – культовая фигура 1960-х годов. Он стал тем, кто нивелировал понятия высокого и низкого искусства. С его подачи изображения этикеток дешевого супа стали стоить миллионы, а изображения кумиров опустили до уровня листовок. Искусство стало товаром массового потребления.


Title="Энди Уорхол (Andy Warhol) -
значимая персона в поп-арт-движении. | Фото: blogarch.artconnect.com." border="0" vspace="5">


Энди Уорхол (Andy Warhol) -
значимая персона в поп-арт-движении. | Фото: blogarch.artconnect.com.


Энди Уорхол начинал свою карьеру с должности иллюстратора журнала Vogue и оформителя витрин. Через некоторое время компания «Coca-Cola» заказала ему создать дизайн банок для напитка. Это принесло Уорхолу доход в 100 тысяч долларов в год.


В 1960 году мастер выпустил серию картин с изображением консервной банки с супом Кэмпбелл (Campbell’s Soup Can). Эти работы были выполнены в технике шелкографии (трафаретная печать). Именно так Энди Уорхол мог штамповать по несколько десятков изображений за короткое время.


Когда художник представил картины с изображением упаковки, на него обрушился шквал комментариев. Одни назвали подобное «художество» пошлым, бездарным, другие считали его уникальным. Своим творчеством Энди Уорхол смешал воедино высокое искусство и товары массового потребления. Изображение упаковки дешевого супа стало настоящим символом эпохи 1960-х.


Все творчество Уорхола – это гимн культуре массового потребления. Ему нравилось низвергать кумиров. Именно так появилось знаменитое изображение Мэрилин Монро. Метод трафаретной печати поставил искусство на коммерческую основу. Оно стало доступно для всех.


Биографы Энди Уорхода считают, что неуемное желание потребления стало следствием нищеты в детстве. Художник рос закомплексованным мальчиком, не мог найти общий язык со сверстниками. В молодости он красил волосы в седой оттенок, чтобы казаться старше.

Когда же к Энди Уорхолу пришла слава, он приобрел здание на Манхэттене и назвал его «Фабрика». Там все было устроено по принципу вседозволенности. Алкоголь, наркотики, веселье – люди могли неделями не выходить оттуда. Художнику нравилось наблюдать, как люди опускались до уровня животных. Так он в очередной раз подтверждал свое убеждение о том, что высокое и низкое можно легко нивелировать.

Сегодня, 6 августа, исполняется 80 лет со дня рождения знаменитого американского художника Энди Уорхола (Andy Warhol) .

Художник, скульптор, дизайнер, режиссер, продюсер, писатель, коллекционер Энди Уорхол — одна из самых известных и противоречивых фигур в искусстве второй половины ХХ столетия. Его работы стали олицетворением триумфа и коммерческого успеха американского поп-арта. Творчество Уорхола несомненно оказало огромное влияние на атмосферу и направление развития .


Автопортрет Энди Уорхола.


Энди Уорхол на обложке Helmut Newton’s Illustrated.

Вокруг Энди Уорхола сложилась особая субкультура молодежи, одна из участниц которой — феминистка Валери Соланас — в 1968 году выстрелила в «учителя», тяжело ранив его. Хотя жизнь Уорхола удалось спасти, в течение последующих лет он оставался инвалидом, а в 1987 году умер от последствий этого ранения.


Энди Уорхол (Andy Warhol) в 1987 году, незадолго до своей смерти.
Фотографии: Picture Alliance, The Andy Warhol Museum, AP, Christie’s, Cinetext, Stern Magazine.

Об Энди Уорхоле говорят как о художнике, изменившем мир. О нем написаны десятки книг и снято не меньше фильмов. Из них можно узнать, что Андрей Вархола (настоящее имя художника) родился 6 августа 1928 года в Питтсбурге в США в семье иммигрантов из Словакии. Еще, что он был болезненным, застенчивым, всю жизнь комплексовал по поводу своей внешности и даже сделал пластику носа, носил серебристые парики.

Тем не менее, ничто не помешало ему стать одним из самых известных художников в мире, снимать фильмы, создать культовую мастерскую «Фабрика», открыть ночной клуб, издавать собственный журнал «Интервью», запустить два телевизионных шоу и раскручивать андеграундных музыкантов. Поворотной в творчестве Уорхола стала работа «Банки с супом Кэмпбелл». После нее к художнику пришла слава, о которой он давно мечтал.

Энди Уорхол «Банки с супом Кэмпбелл», 1962

После учебы в Технологическом институте Карнеги Уорхол в 1949 году переехал в Нью-Йорк. Он работал чуть ли не сутки напролет. Сначала оформлял витрины магазинов, рисовал для глянцевых журналов. Уорхол быстро стал одним из самых известных коммерческих иллюстраторов и зарабатывал около ста тысяч долларов в год. В конце 50-х в Америке стало набирать популярность направление поп-арта. Энди тоже делал работы в этом стиле, но его первая выставка в Нью-Йорке в 1958 году осталась практически незамеченной. В то время как работы молодых художников Роберта Раушенберга и Роя Лихтенштейна расходились как горячие пирожки.

Уорхол переживал, что его не принимают в мире высокого искусства. Он пытался работать с тем же Лихтенштейном, но Энди дали понять, что коммерческому иллюстратору не место в искусстве. Тогда Уорхол взял творческий отпуск и начал усиленно придумывать идеи, художник хотел сделать «что-то, что будет ни на что не похоже». Он рисовал героев мультиков, клал холсты на тротуары, чтобы на них оставались отпечатки от обуви людей, смешивал краски в самых немыслимых цветовых сочетаниях… До сих пор нет однозначного мнения, кто подсказал Энди нарисовать банки с супом «Кэмпбелл». Ему предложили рисовать то, что он любит сам. Так появились работы со сто долларами и банки с супом. Как говорил Уорхол, суп он ел на обед каждый день на протяжении 20 лет.

Энди отправил в магазин свою маму Юлию (она на тот момент жила с художником и во многом ему помогала), чтобы она купила все 32 банки разных видов супа «Кэмпбелл», которые на тот момент выпускались. Целый год Энди отрабатывал стиль изображения банок до совершенства. В итоге он сделал 32 живописных полотна, каждое из которых было в высоту 51 см и в ширину 41 см. С супом художник сделал цикл работ в технике живописи и шелкографии.

Уорхолу предложили выставить нарисованные банки с супом в галерее Ferus в Лос-Анджелесе. Выставка прошла 9 июля 1962 года. После нее об Энди заговорили как о художнике, который делает не только коммерческое искусство. Критики сходились во мнении, что работы Уорхола отражают безликость и пошлость массового потребления. Пришедшие на выставку говорили, что банки с супом произвели на них сильное впечатление.

На волне бурных обсуждений своей выставки Энди Уорхол окончательно определился, что будет работать в направлении поп-арта. Стоимость его работ из-за скандальной репутации Энди, которую он все время подогревал, была самой высокой среди американских художников того времени. Уорхол сделал множество известных во всем мире работ, но именно «Банки с супом Кэмпбелл» всегда считал самой удачной. Эта работа сейчас хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

7 интересных фактов об Энди Уорхоле

1 . Художник всегда носил с собой диктофон и мог включить его в любой момент.

2 . Уорхол был волонтером в приюте для бездомных в Нью-Йорке.

3 . Считается, что Энди Уорхол первым придумал жанр арт-видео.

4 . Близкие друзья прозвали Уорхола Drella. Это синтез двух слов«Dracula» и «Cinderella» (Золушка).

5 . Уорхол снял около 60 фильмов. Самая первая его работа «Сон» длилась шесть часов. Из девяти людей, пришедших на премьеру, семь смогли досидеть до конца.

6 . В 1968 году Уорхол чуть не погиб. Феминистка и тусовщица «Фабрики» Валери Соланс после того, как Энди отверг ее сценарий, выстрелила в него три раза. Художник пережил клиническую смерть. Это происшествие сильно на него повлияло. Он стал ходить в церковь чуть ли не каждый день. Правда, многие друзья о религиозности художника не знали до самой его смерти.

7 . Уорхол скончался в 1987 году от остановки сердца после операции на желчном пузыре. Его похоронили вместе с номером журнала «Интервью» и флаконом его любимых духов от Estee Lauder.

Может ли стоить столько обычная банка супа? Спросите вы! Причем даже не сам суп, а его изображение, которое и съесть то нельзя...

Зато этим "супом" можно визуально наслаждаться и гордиться тем, что именно тебе принадлежит "Большая банка супа Кэмпбелл с открывашкой" "отца поп-арта" Энди Уорхола. Видимо эта мысль подвигла и нового таинственного обладателя этого раритета выложить за него баснословную сумму. На вечерних торгах Christie`s в Нью-Йорке в среду он заплатил за "суп" 23,9 млн долларов. При этом эстимейт лота составлял 30-50 млн долларов, а торги начались с 15 млн долларов. "Банка с супом", была создана в 1962 году по обычной фотографии и почти с фотографической точностью. Интересно, что Уорхол создал 10 авторизированных копий "больших Кэмпбеллов" размером 182 на 132 сантиметра. Первые пять работ из "консервной" серии мастер эпатажа изготовил для одного из шоу, на котором продавал их по 100 долларов. Никто не догадывался тогда, что к концу века банки с супом Уорхола займут почетное место в нью-йоркском Музее современного искусства и лучших музеях мира, а цена на них будет исчисляться миллионами долларов. Это абсолютный ценовой рекорд не только на работы художника из его "супной" серии, но и высшая планка цены всего поп-арта. Как считают в доме Christie`s цена даже ожидалась еще выше, т.к. "банка супа" - считается одной из икон XX века, создание которой изменило всю историю искусства. Может быть поэтому она была представлена публике почти как настоящая святыня - в затемненном алтаре галереи в Рокфеллер-центре. В 2007 году на торгах Sotheby`s его банку томатного супа купили за 8,4 млн долларов. Годом ранее "консерва" ушла с молотка за 4,9 млн долларов. Напомним, во вторник вечером его большая бутылка "Кока-колы" ушла с молотка за неожиданные 35 млн долларов, а шелкография "Мужчины в ее жизни", созданная по мотивам фотографий Элизабет Тейлор - за 63,3 млн долларов. Если бы все, что создал Энди Уорхол принадлежало ему, то в ценах нашего времени его состояние исчислялось бы примерно в 50 млрд. долларов...

Дилеры и критики считают, что супы от Уорхола стали переломной вехой в послевоенном искусстве, именно с них и зародился поп-арт. "Я работаю с тем, что мне нравится", - объяснил однажды культовый художник свою склонность к изображению долларовых купюр, супа "Кэмпбелл" и "Кока-колы". Он действительно любил эту пищу бедняка, которую ел, не перекладывая в тарелку, прямо из металлической банки. Хотя некоторые биографы утверждают, что совет рисовать то, что любишь больше всего на свете и что видишь каждый день - деньги и супы - продала Уорхолу за 50 долларов известная дизайнер британка Мюриэл Латоу. А в одном из интервью 1977 года Уорхол назвал изображения консервов "Кэмпбелл" своей самой любимой работой.


Когда Энди решил взяться за чистое творчество, он поставил себе задачу: нарисовать картины, посвященные культуре массового потребления. Культура массового потребления - это когда человек живет ради того, чтобы постоянно что-то покупать. Энди нарисовал на эту тему разные консервные банки, означающие продукт, которого покупают. Эти банки стали визитной карточкой художника.

Вот она - та самая консервная банка томатного супа "Campbells ".


А это портрет актрисы Элизабет Тейлор. Она была одной из главных голливудских красоток пятидесятых годов.



Коты Энди. У каждого есть своя кличка.


Великий Элвис и другие работы Энди

Сюжет

Говоришь Уорхол — подразумеваешь бесконечный репринт. История с упаковкой супа Кэмпбелл началась в 1960-м с изображения одной банки и закончилась через два года двумя сотнями картинок. В промежутке был вариант из 32 копий.

Первая работа была посвящена рисово-томатному супу — самому популярному — и выполнена в технике живописи. Все последующие вариации созданы в технике, которая сделала Уорхолу имя, — шелкография. Именно она позволяла ему штамповать за день десятки копий одного сюжета.

«32 банки супа Кэмпбелл». (wikimedia.org)

Когда Уорхол впервые представил картину, каждое из изображений лежало на полке, как если бы это были настоящие банки в супермаркете. Их количество соответствовало числу вкусов, которые тогда могла предложить компания Кэмпбелл. И каждая картинка обладала своим запахом, который подтверждал название — что на коробке, то и в коробке.

Контекст

Современники назвали работу с упаковкой супов отражением пошлости и бездуховности культуры массового потребления. В это охотно верится, если не знать, что сам Уорхол был фанатом потребления. И его творчество — гимн потребительской эпохе. Селебрити, политики, деньги, товары — все лишь объекты потребления.

Уорхол сам выбирал объекты для тиражирования. Суп Кэмпбелл был дешевым и популярным, особенно в среде бедных людей, откуда вышел и художник. Человек, воспитанный на супах быстрого приготовления, либо сдается, либо протестует. Уорхол дошел до того, что превратил идолов в своего рода суп: многократно повторенный, разжеванный образ быстро готовится, легко продается, с удовольствием потребляется и вызывает привыкание.


Портреты Монро. (wikimedia.org)

Энди создал Джоконду XX века — изображение Мэрилин Монро. Первую работу он выполнил вскоре после ее смерти, а затем сделал многочисленные репринты. Это одновременно возносило ее фото до уровня иконы и низвергало до уровня листовок. Очень дорогих листовок. И так Уорхол поступал со всеми.

Судьба художника

Ненасытная жажда потребления — это отчасти следствие нищего детства. Энди родился в многодетной семье иммигрантов, жизнь была непростой. Ребенком он перенес несколько серьезных болезней, из-за которых был вынужден много времени провести в постели. В результате Уорхол вырос мнительным, закомплексованным, боящимся врачей. В юности он перекрасил волосы в седой: он хотел выглядеть, как старик, думать, как старик, и жить, как старик. Но все вышло с точностью до наоборот.


Автопортрет, 1966. (wikimedia.org)

Отучившись на графического дизайнера, он отправился в Нью-Йорк, где занялся рекламой: рисовал иллюстрации, плакаты, оформлял витрины. Предлагаемые им образы были дерзкими, провокационными и … работающими. Его реклама продвигала товары. Вскоре Уорхол смог от ремесла перейти к творчеству.

Он смог соединить индустрию рекламы и искусство. Шелкография, которую Уорхол стал использовать для создания арт-объектов, позволила реализовать его идею: искусство надо производить массово. Понятия высокого и низкого были нивелированы.


Уорхол в мастерской. (wikimedia.org)

Свою мастерскую он организовал по принципу Содома и Гоморры. Вечеринки с алкоголем, наркотиками, оргиями не прекращались. Контора работал под вывеской «Фабрика» и занимала особняк на Манхэттене. Почти все, кто так или иначе сотрудничали с Уорхолом, подсаживались на наркотики разной степени тяжести. Художник делал это специально: низводил людей до уровня животных, наблюдал за ними и в очередной раз демонстрировал, что те, кто считают себя людьми, личностями, таковыми не являются.

Параллельно с вечным «праздником» «Фабрика» производила искусство. Это была и реализация Уорхола, и его пощечина общественному вкусу, которому привычны уникальные арт-произведения, создаваемые долго и мучительно. Уорхол своим тиражированием запустил новый тренд: искусство всегда должно быть на полке, уникальность больше не интересует, даже упаковка может быть шедевром, стоящим тысячи и даже миллионы долларов.